Услуги по импорту любых товаров на территорию РФ

Речники сели на мель

Навигация 2015 г. может стать одной из худших в истории развития внутреннего водного транспорта нашей страны. Из-за нарастающей маловодности, цикл которой продлится еще как минимум 14 лет, в этом году к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился еще кризис на Нижнем Дону, спровоцированный обмелением Цимлянского водохранилища. Отсутствие возможности загрузить суда так, чтобы окупить себестоимость перевозки, приводит к уходу клиента на железнодорожный или автомобильный транспорт. По оценкам РСПП, в целом по стране убытки речных перевозчиков могут достичь 20 млрд. руб.


В текущий навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части России (ЕГС), на которую приходится 70-75% объема перевозки грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация. Как рассказал "Коммерсанту" Президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, с начала навигации на ЕГС суда работают с недогрузом в 30-50%, тогда как эксплуатационные расходы поднялись примерно на 20%. Как результат - себестоимость перевозки практически выросла в 2 раза. "Из-за недостаточных глубин суда не проходят с осадкой, которая позволила бы провезти максимально возможное количество груза,— говорит он.— Поэтому судовладелец не может поддерживать адекватный конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок. В результате груз начал уходить с реки на железную дорогу, на автотранспорт". По словам г-на Клявина, примерная оценка потерь членов палаты, включая упущенную выгоду, составляет 8 млрд. руб. с начала сезона, но данные еще будут уточняться. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, общие убытки судоходных компаний по итогам года могут достичь 20 млрд руб.


По словам Президента Российской палаты судоходства, раньше, в том числе в 2014 г., главной проблемой был Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода, где глубины не позволяют нормально функционировать флоту. "Проблема эта не решается более 30 лет, с момента принятия решения о ненаполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки,— говорит он.— За эти годы произошла просадка уровня реки, и дноуглубительные работы ничего не решают". В 2014 г. потери речных перевозчиков из-за волжской проблемы составили около 3 млрд. руб. В 2015 г. к проблеме Городца добавилась критическая ситуация на Нижнем Дону, где сгонно-нагонные явления больше не компенсируются стоком Цимлянского водохранилища, уровень которого упал в результате малоснежных зим. Именно эта ситуация приводит к падению грузопотока на экспорт. Больше всего она влияет на перевозки нефти и нефтепродуктов, песка, нерудных материалов, минеральных удобрений. Также недостаток воды отрицательно повлиял на перевозку крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое иначе как рекой перевезти невозможно, отмечается в докладе РСПП.


Источник в отрасли пояснил "Коммерсанту", что в норме речной флот выигрывает у альтернативных видов транспорта порядка 10-20%, но "если дело пойдет так, как идет, мы будем проигрывать эти же 10-20%". По его словам, рентабельность становится критической при загрузке 70-80% по нефтяным грузам и 60-70% по прочим. Другой собеседник "Коммерсанта" добавляет, что речные перевозки нефтепродуктов в текущий сезон заметно упали: если в 2014 г. они достигали 2 млн. т в лучшие месяцы, то в 2015 г. — как максимум 1 млн. т.


В "Волжском пароходстве" (входит в структуры Владимира Лисина) подтверждают тяжелую ситуацию на Нижнем Дону. "Мы не питаем особенных надежд,— говорят в компании,— но надеемся все же закончить год с прибылью". Источник в другом пароходстве отмечает, что оно вообще отказалось от прохода по Нижнему Дону в текущую навигацию. Собеседник "Коммерсанта" указывает и на новую проблему — обширное обмеление на Оке: "В этом году на участке от Калуги до Коломны сквозного судоходства просто нет". Также появились сложности на участке ниже Рязани.


За Уралом ситуация не столь критическая, но, по данным Минтранса Якутии, "Газпром" смог привезти в текущем сезоне только половину из запланированных 800 тыс. т труб для газопровода "Сила Сибири", так как из-за обмеления верховьев Лены суда шли только с 40-50% загрузкой. Источники на топливном рынке сообщили "Коммерсанту", что отдельные крупные нефтетрейдеры понесли весомые убытки в 2014 г. в рамках северного завоза, так как сорвали поставки дизтоплива из-за обмеления Енисея.


По словам г-на Клявина, уже заметно колоссальное падение грузооборота речных перевозчиков. Согласно Росстату, в январе-июне он упал на 19,1%, то есть падает не только тоннаж, но и дальность перевозок. Вследствие указанных причин "утрачиваются значимые преимущества внутреннего водного транспорта по перевозке значительных объемов грузов на большие расстояния", сообщает Президент Российской палаты судоходства. По тоннажу статистика Росстата не показывает сильного падения: за период январь-август объем перевозок в целом сократился всего на 2,9%, но в заграничном сообщении проблемы посерьезнее — снижение на 18,8%, что также объясняется ситуацией на Нижнем Дону, поскольку большая часть грузов идет на экспорт через Волго-Донской и Азово-Донской водные пути. 


Ожидать естественного решения ситуации не приходится: маловодный период, по информации ФГУП "Центр российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра", закончится не ранее 2029 г. В Минтрансе сообщили, что в 2014 г. начато проектирование низконапорной плотины на Волге, которая поможет решить проблему Городца, прорабатывается вопрос о строительстве на Нижнем Дону Багаевского низконапорного гидроузла водно-транспортного назначения. В министерстве надеются снять ограничения на Волге и Дону к 2020 г.



Источник: "Коммерсант"